Что делать, если идет обильный белый дым из выхлопной трубы?

Дымность двигателя: причины и пути решения

Бояться или нет

Для начала предлагаю разобраться с основными моментами. Тут важно различать, когда пар действительно представляет потенциальную угрозу, то есть свидетельствует о неисправностях, а когда бояться совершенно нечего.

Если мы говорим про абсолютно безопасный и безобидный дым, тогда он должен быть белый цвет, не иметь никакого запаха и следов примесей. Когда ситуация развивается таким образом, речь идет именно про водяной пар. В системе выхлопа образовался конденсат, то есть накопилось достаточно большое количество влаги. Теперь эта вода от постепенного нагрева начинает активно испаряться. Все это превращается в пар. Именно в пар, это важно запомнить. Поскольку есть другое понятие. Я говорю про белый дым.

Если мы наблюдаем такую картину, когда из выхлопа выходит белый дым, тогда тут есть смысл заподозрить мотор или систему охлаждения в появлении тех или иных неисправностей.

При нормальной работе двигателя дым, выходящий из трубы, должен быть прозрачным, либо приближенным к нему. Все же на старых авто и достаточно изношенных двигателях дым становится токсичнее и грязнее.

труба выхлопная

Что в итоге

Не стоит забывать, что на некоторых машинах отсутствует катализатор, а это влечет за собой дополнительное загрязнение, поскольку выхлопные газы пропускают этап предварительной очистки перед выходом.

Если этот элемент есть, тогда проверка катализатора на забитость станет вашей первостепенной задачей.

Подводим промежуточный итог. Если из трубы для выхлопа на вашей машине выходит белый дым, это говорит о повышенном уровне влажности внутри выхлопной системы. Тут важно обратить пристальное внимание на такой нюанс. Когда двигатель прогреется, вся вода должна испариться. А потому пар и конденсат больше не выходят наружу из трубы. Но если мотор прогрелся, и дым продолжает валить, тогда это очевидный признак возникшей неполадки. Нужно что-то делать. Для начала узнать причины.

Есть несколько возможных причин возникновения подобной ситуации.

Давайте на них посмотрим, и отдельно взглянем на особенности дизельных и бензиновых ДВС.

Основная причина белого дыма из выхлопной трубы – конденсат

Белый дым – это скорее пар, ведь он не имеет особого запаха и похож на признак обильного кипения большого количества воды. На самом деле, вызвано это явление чаще всего скоплением конденсата в трубах выхлопной системы и в самом двигателе. Особенно часто происходит подобное выделение пара зимой, когда автомобиль остывает на морозе или в холодной гараже.

После пуска двигателя вы заметите густой белый пар из выхлопной трубы, но уже через несколько минут прогрева силового агрегата это явление пропадет. Механизм появления такого пара достаточно прост:

  • во время поездки на автомобиле все механизмы достаточно сильно прогреваются;
  • как только автомобиль заглушен и поставлен в гараж, авто начинает остывать;
  • учитывая минусовую температуру вокруг, на теплых деталях начинает скапливаться конденсат;
  • при запуске двигателя происходит быстрый нагрев выхлопной системы и самого силового агрегата;
  • конденсат быстро выкипает и выходит через трубу в виде густого пара.

belyi%20dym%202.jpg

Также при таком раскладе возможно появление небольшого количества пара из-под автомобиля и даже под капотом. Двигатель после эксплуатации имеет высокую температуру не только внутри, но и снаружи, потому конденсат скапливается также на поверхности агрегата.

Не переживайте в данном случае – речь не идет о пробитой трубе выхлопной системы или о каких-либо неполадках с двигателем. Нужно просто дождаться испарения всего конденсата и спокойно эксплуатировать автомобиль далее. Если хотите избежать таких ситуаций, приобретайте гараж с отоплением.

Разновидности дыма из выхлопной трубы

Если спросить у ежедневно “общающегося” с машинами специалиста, как может дымить бензиновый двигатель, он с лету накинет, как минимум, с десяток разных вариантов:

1. Белый пар. 2. Белый густой дым. 3. Дым “на холодную”. 4. Синий или сизый дым. 5. Черный дым. 6. Дым из выхлопной после замены масла. 7. Дымок после остановки двигателя. 8. Дым из выхлопной трубы после долгого простоя. 9. Дымление после удаления катализатора. 10. Дым под нагрузкой.

А вот если у него же поинтересоваться о том, как выглядит выхлоп исправного автомобиля, он сразу же скажет, что никак. Если все узлы и системы работают, как надо, дымом назвать то, что вылетает из трубы, можно разве что условно. В его составе нет ничего такого, что можно было бы заметить глазом. Выхлоп — полностью прозрачный, то есть, невидимый. Его можно разве что ощутить тактильно, поднеся руку прямо к трубе.

Исключением является только сырая или холодная погода. Потому с этого и начнем изучение природы дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя.

Каким должен быть нормальный выхлоп?

Как известно, задача выхлопной системы автомобиля – не только выпуск отработавших газов, но и охлаждение цилиндров двигателя, а также снижение выделяемых в процессе сгорания вредных веществ и токсинов. Подробнее о том, как происходит процесс выхлопа, читайте в статье «Выхлопная система: основные элементы и принцип работы».

Итак, остановимся на цвете выхлопа. Каким он должен быть в идеале? Главное правило определения «нормальности» дыма из выпускной трубы – это его незаметность. То есть, условно говоря, до тех пор, пока он Вас не беспокоит, все в порядке. Но как только выхлоп теряет свою прозрачность, а за машиной буквально тянется целый дымовой (и нередко – ядовитый) шлейф, такое становится трудно не заметить.

Впрочем, паниковать раньше времени не стоит. Далеко не всегда «цветной» дым из выхлопной трубы означает серьезную поломку и дорогостоящий ремонт. Вполне вероятно, виной всему небольшая неисправность или износ расходной детали системы двигателя, и достаточно будет просто заменить запчасть.

Рассмотрим основные причины дыма из выхлопной трубы: на что указывает цвет выхлопа и какие действия следует предпринять.

Возможные причины

Не стоит думать, что такая проблема актуальна исключительно для владельцев машин типа ВАЗ 2115, ВАЗ 2105 и стареньких иномарок.

На самом деле это может настичь любого автомобилиста, у которого из глушителя не переставая валит белый дым. Причем не только при запуске и постепенном прогреве, но и на высоких оборотах.

Чаще всего это связано с:

  • присутствием влаги в выхлопе;
  • наличием воды в горючем;
  • нарушением работы системы впрыска;
  • неполным сгоранием топлива;
  • проникновением жидкости охлаждения в мотор;
  • естественным износом некоторых узлов;
  • несвоевременной заменой деталей и расходников;
  • низким качеством комплектующих и пр.

Одни замечают, что дым достаточно вонючий, иногда с запахом бензина. У других под подозрением жидкость охлаждения, хотя антифриз не уходит при этом.

Чтобы лучше разобраться в вопросе, следует отдельно взглянуть на дизельные и бензиновые ДВС, поскольку определенные причины у них имеют несколько разное происхождение.

пар выхлоп

Когда белый дым – это норма

В некоторых ситуациях водитель, увидев белый дым (а, точнее, пар), может не паниковать. Подобный эффект может отмечаться при холодном пуске в сырую погоду. Дело в том, что по мере увеличения температуры из выпускного тракта испаряется конденсат и через несколько минут выхлоп снова будет условно прозрачным. То же самое и при запуске в холодную погоду. Например, когда на улице двадцатиградусные морозы или еще более экстремальная температура, то плотный белый пар из выпускной системы – это совершенно обычное явление.

Каковы причины черного и белого дыма из выхлопной трубы

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Таким образом, чем выше влажность воздуха, тем гуще пар из выпускной системы и, чем ниже температура, тем более плотным он получается.А еще белый дым может напугать владельца дизельного автомобиля – при прогретом двигателе система регенерации сажевого фильтра инициирует выжигание сажи и принудительно обогащает топливно-воздушную смесь, дабы увеличить температуру выхлопных газов и выжечь сажу. Обычно “задымление” прекращается через несколько минут.

Синий или сизый дым    

Наиболее вероятной причиной появления синего («масляного») дыма является попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные цветовые оттенки: от прозрачного голубого до густого бело-синего. Это зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Примечательно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами. Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км – и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.

В камеры сгорания (в цилиндры) масло может попасть двумя способами: снизу, через поршневые кольца, сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.     Наиболее вероятной причиной появления синего выхлопа, является износ деталей цилиндропоршневой группы. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, воспринимающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно «подкачивают» его снизу вверх.

Цилиндры больше всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца по достижении поршнем верхней мертвой точки, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах окружности.

Есть случаи, когда при относительно хорошем состоянии кольца и поршня поверхность цилиндра повреждена. Это происходит, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндра происходит попадание абразивных частиц, при этом появляются царапины на цилиндре. Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться следы коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).

Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, когда поверхность восстановленного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, или они использовали поршни низкого качества или поршневые кольца не соответствующие техническим характеристикам двигателя. В таких случаях, как правило, не следует ожидать нормальной работы двигателя.

Износ цилиндропоршневой группы нередко сопровождается потерей компрессии и увеличением давления в картере, которые определяют соответствующие устройства (компрессометр, тестер утечек и др.). Однако помните, что большое количество масла, входящего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях.  Если зазоры не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство смущает поиск конкретных причин маслянистого голубого дыма.

Когда большого износа деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только тогда, когда двигатель работает в режиме прогревания, постепенно снижается и даже исчезает вовсе. Причина проста: при нагревании детали расширяются и занимают большее пространство, в котором они сильнее прижимаются друг к другу. При чрезмерно большом износе картина обратная: количество дыма на прогретом двигателе будет возрастать, так как горячему маслу, имеющую низкую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.

Всегда легче определить неисправность, если она связана с более тяжелыми формами изношенности или даже поломки деталей. Таким образом, может проявляться значительная детонация, которая приводит к повреждению мостов между кольцами на поршнях, по крайней мере повреждение самих колец наиболее вероятно. Сильный перегрев двигателя является причиной деформации юбки поршня, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.

Использование некачественного масла может привести к прогоранию или залеганию колец в канавках поршня. Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.

Вышеперечисленные дефекты обычно не происходят во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и сжатия в разных цилиндрах. Более того, такие дефекты часто сопровождаются различного рода шумами и стуками, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).    Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холостом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего масляного дыма.

У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности, износа подшипников и уплотнений ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Неисправность уплотнения турбины определить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.

В эксплуатации синий дым и расход масла нередко появляются при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно, если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда – компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.

Бензиновые моторы

Теперь разберемся с бензиновыми автомобильными двигателями. Как и на дизеле, здесь вполне нормально видеть белый пар в холодную и влажную погоду. Двигатель прогревается, иногда даже из трубы капает вода. Но как только мотор выходит на свою рабочую температуру, это явление должно исчезнуть.

Если этого не произошло, имеются проблемы. Их нужно искать.

Для бензиновых моторов характерны такие проблемы при наличии белого дыма:

  • в цилиндры попадает жидкость охлаждения;
  • вышел из строя инжектор;
  • топливо низкого качества;
  • в бензине имеются примеси;
  • залегли кольца и выгорает масло.

Последний вариант будет сопровождаться появлением дыма с небольшим оттенком, то есть он не будет полностью белым.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной смеси, и, следовательно, о неисправностях системы топливоподачи. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне за автомобилем и представляет собой частички сажи – продукты неполного сгорания топлива.

Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси. У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров.

У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упомянутыми выше последствиями. Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.   Общим для режимов работы бензиновых двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ и даже задиры деталей цилиндропоршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла в картере (точнее, смеси масла с топливом) значительно повышается. Разбавленное масло приобретает отчетливый запах бензина. Очевидно, что эксплуатация двигателя с такими неисправностями не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным неприятностям.

Итак, черный дым говорит нам про богатую смесь топлива. В свою очередь это тянет за собой сбои в системе питания либо зажигания, или в неисправности управления впрыском топлива. Черный дым их выхлопной трубы является следствием неправильного сгорания горючей смеси. Его можно хорошо увидеть при дневном свете, будут видны маленькие частички сажи.

Кстати, черный дым из выхлопной трубы зачастую сопровождается повышенным расходом бензина, а также повышается концентрация и токсичность выхлопных газов, двигатель работает не правильно – неустойчиво, он плохо заводиться, а также зачастую ведет к ухудшению динамических качеств автомобиля. В карбюраторных двигателях, как уже писалось выше, неполадку вы можете узнать с этой статьи – богатая смесь топлива.

Черный дым из выхлопной трубы у инжекторных двигателей зачастую появляется из-за неисправности датчика кислорода, датчика расхода воздуха и др. Еще частой неисправностью при обогащенной смеси является негерметичность форсунок. Кстати, при не герметичности форсунок возможен гидроудар. Негерметичность форсунки слишком опасная вещь. Потому что, даже при не заведенном двигателе в цилиндр может вытечь большое количество топлива, и поршень не сможет подняться в мертвую точку.  

Теперь поговорим про черный дым из выхлопной у дизельных двигателей. Причиной черного дыма может быть неисправность насоса высокого давления либо неправильный угол опережения впрыска. Для всех двигателей при обогащенной смеси характерны повышенный износ цилиндропоршневой группы. Это происходит за счет плохой смазки цилиндропоршневой группы, потому как избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндра. Также масло, смешиваясь с бензином, ухудшает смазку всех других деталей двигателя. Не затягивайте с ремонтом, если обнаружили черный дым из выхлопной трубы автомобиля.

Двигатель для вашего авто вы сможете подорбрать на нашем сайте

Как провести проверку

Если ваш мотор чихает или троит, имеются иные явные признаки неполадок, то удивляться в появлении такого симптома как белый дым вряд ли стоит.

Есть несколько первостепенных действий, которые рекомендуется сделать автомобилисту.

Для начала достаньте масляный щуп и проверьте текущий уровень смазки, а также ее состояние. Уровень должен быть в норме, а в самой смазке отсутствует признак эмульсии, нет молочного цвета. Ведь хуже всего, когда в масле оказывается вода. Если это так, тогда дым будет иметь немного сизый оттенок, плюс в расширительном бачке с ОЖ окажется масляная пленка.

Некоторым даже удается по нюху распознать в антифризе характерный запах выхлопа. Можно еще проверить свечи зажигания, которые могут оказаться мокрыми. Это тоже плохо.

Либо воспользуйтесь белой салфеткой или тряпкой. Ее нужно поднести к трубе при работе автомотора и подержать 1-2 минуты. Если это просто влага, салфетка окажется чистой. Если в цилиндры проникает смазка, увидите жирные пятна. На наличие антифриза указывает кислый запах и оттенок используемой вами ОЖ.

пар из трубы выхлоп

Определив косвенные признаки неполадок, следует приступать к полной диагностике и ремонту. Делать его самостоятельно, либо обращаться за помощью к специалистам, тут уже каждый решает сам.

Всем удачи на дорогах и как можно меньше поломок!

Подписывайтесь, оставляйте отзывы и комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!

Дым под нагрузкой

Нагрузкой для двигателя может быть два действия. Первое — “тапок в пол” до отсечки, когда машина стоит на месте. Второе — затяжной подъем на крутую гору с нагруженным прицепом или что-то подобное. В обеих ситуациях может наблюдаться обильное дымление из выхлопной трубы. В принципе, катастрофически страшного ничего в этом есть, если нагрузки действительно чрезмерные. Если же двигатель начинает дымить при малейших нагрузках, то это уже сигнал о том, что скоро вас ожидает ремонт.

Резюме

Подведем итоги:

  • Белый дым — это пар, в котором нет ничего страшного, если двигатель холодный, на улице мороз или сырая погода. Если нет, то разгерметизировалась система охлаждения.
  • Синий дым — свидетельствует о попадании в цилиндры моторного масла, что сулит проблемы, если дым не пропадает после прогрева двигателя.
  • Черный дым — признак переобогащенной топливовоздушной смеси. Проблема в системах питания или зажигания.

Также следует запомнить, что любой “вредный” дым из выхлопной трубы бензинового двигателя всегда оставляет на чистой салфетки следы — капли антифриза, масла, сажу. “Безвредный” дым является паром, и никаких следов не оставляет (кроме антифриза, естественно).

Схожий материал

Как подготовить машину к зиме

Как подключить амперметр в автомобиле

Запах бензина в салоне автомобиля: 10 причин и методика их поиска

Как изготовить бампер для автомобиля с помощью монтажной пены и стекловолокна

Полировка машины своими руками: проверенные способы

Почему плохо крутит стартер: диагностика и ремонт своими руками

7 причин повышенного расхода масла в двигателе и как его правильно рассчитать

Каким давлением накачивать шины и на что это влияет

10 способов как узнать — была ли машина в ДТП

Как узнать — была ли машина в такси и чем она плохая

Действия после покупки автомобиля: как правильно подготовить к эксплуатации

На что смотреть при покупке б/у автомобиля и как себя вести с продавцом

Какой двигатель лучше — дизель или бензин

Как можно заработать на машине и покроет ли доход расходы

Как не уснуть за рулем — проверенные рекомендации и мифы

Первая машина — какую выбрать

Как определить скрученный пробег автомобиля и не купить хлам по завышенной цене

Антибликовый козырек и другие средства против “китайского ксенона”

Жидкое стекло или керамика — правда и маркетинг

Плюсы и минусы бензинового двигателя с подробными пояснениями

Преимущества и недостатки дизельного двигателя

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...