Новости: Кто столичнее в Сибири? – Эксперт – Новости экономики и политики. Новости сегодня.

Об этом заявила спикер Горсовета Наталья Фирюлина

Развитие

Красноярск. Главным толчком к развитию города за последние годы послужила, конечно же, Зимняя универсиада. К десятидневным студенческим играм город готовили несколько лет: построили новые спортивные объекты, переделали центр города и возвели четвертый мост через Енисей.

Новый мост назвали Николаевским: он соединил берега в районе Николаевской сопки и должен был, по идее, немного разгрузить город от пробок. На деле он оказался не таким популярным: с левого берега мост выводит на окраину города, в конец улицы Свердловской, недалеко от «Бобрового лога», и выезжать с него на правый оказалось неудобно. Зато многие автомобилисты теперь объезжают пробки центра по Дубровинского и возвращаются в город через развязку на Волочаевской.

Фото №2 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

Не обошлось без скандалов: во время строительства развязки планировалось снести больше 600 частных домов в Николаевке. Из-за горящих сроков строители жестко обращались с местными: дома некоторых жителей сносили прямо с вещами, когда владельцы были на работе, у других по странному совпадению происходили пожары. А уже после Универсиады обнаружилось, что подъезды к мосту строили второпях. Координатор федерации автомобилистов Егор Фролов тогда прогулялся по развязке и обнаружил гигантские дыры в асфальте, незаконченный ремонт и разваливающиеся бордюры.

В такой же спешке в Красноярске переделывали центр города. Тротуарную плитку и асфальт на Мира пришлось класть дважды — в первый раз, после ремонта в 2017 году, проспект покрылся ямами и пошел волной. Перца в ситуацию добавило неоднозначное решение властей: чтобы успеть с ремонтом к Универсиаде, все основные городские магистрали начали ремонтировать одновременно, летом, до наступления холодов. Вместе с дорогами начался и ремонт Коммунального моста. Из-за этого Красноярск встал в непроходимые пробки — у некоторых жителей путь до работы утром занимал 2-3 часа.

Фото №3 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

Реставрация центральных улиц разделила горожан на два лагеря: кто-то обрадовался обновленным фасадам старинных домов, а кто-то раскритиковал их безликий вид и некачественно проведенный ремонт. Вторая волна ремонта, перед Универсиадой, тоже прошла в скандалах: некоторые работы были выполнены некачественно, а сроки срывались. Зато почти все красноярцы оценили подсветку домов на Мира и ключевых объектов в центре города.

Споры также вызвала предуниверсиадная война властей с малым бизнесом: тогда в мэрии решили очистить город от ларьков вдоль улиц, и устроили «ночь длинных ковшей» владельцам ларьков. Улицы стали чище, но, как ни странно, возмутились жители домов, рядом с которыми стояли ларьки — многие привыкли ходить туда за покупками. Снос поддержал урбанист Илья Варламов: он назвал павильоны позором города.

Фото №4 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

Блогер также похвалил обновленный аэропорт Красноярска — новый терминал открыли к студенческим играм. Урбанист оценил предоставленные для пассажиров удобства и репродукции картин Сурикова, развешанные на стенах.

К Универсиаде город также обзавелся несколькими спортивными объектами: например, аренами «Кристалл» и «Платинум», где проходили студенческие соревнования. Сейчас их отдали под тренировки спортивных команд города, но в определенные часы там могут покататься на катке все желающие. Одновременно с этим власти провели большую работу по реставрации левобережной набережной: ее замостили плиткой, озеленили и построили новые общественные пространства.

Фото №5 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

После завершения Универсиады город продолжил развиваться. Например, через два года в Красноярске обещают возвести первый аквапарк, о котором жители просили уже много лет. Сейчас ближайший находится в Новосибирске. Продолжилась реставрация набережных Енисея, как на левом, так и на правом берегу. Также власти занялись благоустройством берегов Качи — новые арт-объекты и удобства для прогулок оценил урбанист Петр Иванов. А Николаевский мост хотят сделать популярнее — для этого планируют вывести развязку в район перегруженного транспортом Пашенного.

А еще, городу обещают реновацию, совсем как в Москве: власти хотят расселить часть огромного частного сектора в Николаевке, и застроить территорию новостройками. Но если ближе к окраинам города власти объявили войну старым домам, в центре все иначе — там планируют создать «Исторический квартал» в духе XIX века: со старинными зданиями и тематическими зонами.

Новосибирск. Развитие Новосибирска в наши дни тоже заметно связано с крупными спортивными мероприятиями. Самый свежий пример — Молодежный чемпионат мира по хоккею 2023 года, который городу удалось сохранить, несмотря на все допинговые скандалы.

К началу турнира в Новосибирске появится ледовый дворец спорта на 10,5 тысячи мест. Арена станет новым «домом» хоккейного клуба «Сибирь». При этом она спроектирована так, что сможет принимать соревнования по любым другим видам спорта, а также выступать площадкой для зрелищных мероприятий. 

Фото №6 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

Активная фаза работ на участке близ пляжа «Наутилус» началась в 2019 году. Правда, не все новосибирцы одинаково этому рады. Вопрос о выборе другого места для «Новосибирск-арены» поднимал даже городской Совет депутатов. По изначальной договоренности вместе с ЛДС инвестор хотел построить на участке новый ЖК. Депутаты сочли, что это критически перегрузит и без того не идеальную транспортную развязку в районе площади Лыщинского, а также социальную инфраструктуру этого места.   

Впрочем, вместе с ареной город получает и приятный транспортный бонус — новую станцию метро «Спортивная». Ее строят в непосредственной близости от хоккейного стадиона, чтобы облегчить доступ болельщиков к нему.

Фото №7 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

В 2020 году власти обещают полностью возвести каркас станции. При этом ситуация с финансированием объекта до сих пор не ясна: федеральных денег Новосибирск пока так и не дождался, поэтому использует свои и областные ресурсы. Однако всю станцию целиком местные бюджеты не потянут. Тем не менее, работы идут.

Еще одна перемена, к которой Новосибирск подтолкнул МЧМ, тоже касается транспорта. К турниру в городе начали спешно менять остановочные павильоны: вместо обычных остановок на улицах стали появляться так называемые «умные» с информационными табло, вайфаем и возможностью зарядить гаджеты. Уже в этом году власти обещают установить 250 таких павильонов.

Правда, сразу после появления первых из них возмутились предприниматели, владеющие остановочными киосками. По задумке администрации, после реконструкции этот бизнес будет вести единый оператор, а не десятки ИП. Несогласие с этим уже заставило бизнесменов выйти на улицы города.

Фото №8 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

Что по этому поводу думает блогер Илья Варламов, нам не известно. Но в целом город на Оби он недолюбливает и много критикует. Приходится признать, что зачастую эта критика справедлива. Архитектурный облик Новосибирска оставляет желать лучшего, и в этом он явно проигрывает Красноярску.

Впрочем, есть и позитивные сдвиги. К 125-летию Новосибирска была отреставрирована набережная на правом берегу. Реконструкция продолжается, но уже первый ее этап сделал это место гораздо более мощной точкой притяжения, нежели ранее.

Фото №9 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

А все минувшее лето шла реконструкция тротуаров на главной улице города — Красном проспекте. Теперь хотя бы здесь пешеходные зоны выполнены в едином стиле и достаточно комфортны.

Если заглядывать в чуть более отдаленное прошлое, то главными прорывами для Новосибирска можно назвать открытие в 2010–2011 годы тринадцатой станции метро «Золотая нива» и ввод в эксплуатацию Бугринского моста, в 2014 году связавшего Кировский, Октябрьский и Первомайский районы города. Не обошлось и без рекордов: его 380-метровый арочный пролет — самый длинный в СНГ. Правда, при этом недостроенной осталась часть автомобильных подъездов к мосту, и сегодня он работает не в полную силу.

Фото №10 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

Другие достижения города в XXI веке мы, чтобы не раздувать текст, перечислим лишь тезисно. Два последних десятилетия подарили Новосибирску огромный экспоцентр, крупнейший за Уралом планетарий, самый большой в России аквапарк, дельфинарий, мультимедийный исторический парк, второй автовокзал, центр спортивной гимнастики Евгения Подгорного, автодорогу Северный объезд, улицу Георгия Колонды, технопарк Академгородка, новый корпус НГУ.

В скором будущем в городе завершится строительство современного волейбольного центра на 5 тысяч мест, в котором, вероятно, будет тренироваться не только новосибирский «Локомотив», но и олимпийская сборная страны. В обозримом будущем горожан также ждет реконструкция аэропорта Толмачево и неоднозначное, но от этого не менее масштабное строительство четвертого моста через Обь.

Как думаете, какой город перспективнее?

  • journal.n1.ru
  • journal.n1.ru

Смотрите также:

  • Александр Усс намерен участвовать в выборах губернатора Красноярского края →
  • Министр обороны Сергей Шойгу побывал с рабочим визитом в Красноярске →
  • Депутаты красноярского горсовета утвердили нового заместителя мэра →

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Новосибирск или Красноярск – столица Сибири?

вот сижу смотрю отчеты продаж федеральных сетей.
После Москвы и Питера по продажам идет Красноярск потом уж Нск.
Причем по нашей сети такая же ситуация.
Кто-то скажет конкуренция – но в Крске и народу меньше.

Поэтому вопрос – кто ж все-таки Столица?

(у Нска отбросим Академгородок)

  • в продолжение

    У нас Зоопарк – у Крска Столбы.
    Нск – Оперный – в Крске ночная жизнь

  • В Новосибирске есть метро! :))))

    Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

  • А в Омске ни продаж, ни метрА, ни федеральных сетей ;)))

    Берегите воздух – из него можно делать деньги

  • Скоро построят город – резервуацию для игр – будет вам и столица!)))

  • Главное Барнаполь-столица мира, рядом )))

    Ледокол Надежда нашёл меня среди ночных дорог
    Это где-то между тем что понял и что понять не мог…

  • Омск столица. Я так сказал. А до меня – Колчак. А до него Ермак.

    TOYOTA CELIKA-SUPRA XXX
    NISSAN 180SX
    TOYOTA VEROSSA FOUR, TOYOTA VITZ

  • В Нске – Метро
    В Крске – грузовые терминалы.

    Вспомнил у Нска – хоккей.

  • пусть будет Омск, Колчак, Ермак и вместе с ними в придатку ты:))

  • А в Красноярске тоже есть метро. Но про него мало кто знает 🙂

  • СТрежевой и ниипэ! Там есть круглосуточный магазин, почта и памятник Ленину!!!!

    Kia Ceed JD -чтобы на чём-то ездить…
    УАЗ Патриот Пикап- в наказание за грехи….

  • Вот точно знаю – Иркутск центр Восточной Сибири. По немецкому языку даже проходили.

  • Ух ты! У Yegorа и Carnа как в басне Крылова: “За что кукушка хвалит петуха? – За то, что хвалит он кукушку!” :))))))))))))
    Касательно темы: Новосибирск является географическим центром России и имеет статус Столицы Сибири. Не знаю, почему ему присвоен такой статус? Дороги никакие, нынешняя архитектура – вообще ужос нах, точечная застройка достала, в городе грязь, дороги не моют, улицы убирают через раз. А какие у нас цены, особенно на бензин. С такими губернатором и мэром скоро совсем в упадок придем. Город должен соответствовать статусу, а у нас пока наоборот. Слышь, обыдно, да!? :(((

    Не откладывай на завтра то,
    что можно сделать послезавтра.

  • Сообщение от ;1202845

    Омск столица. Я так сказал. А до меня – Колчак. А до него Ермак.

    Нет, уважаемый chek, Ермак до вас не мог дойти ни как. Его на пол-пути под Тобольском порешили. А то что Колчак хотел сделать столицу Сибири в Омске – это правда, ибо не было в то время крупнее города за Уралом. За это его иркутяне порешили… Так что тема эта довольно опасна! :-0

    Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

  • Сообщение от

    Хрыч Посмотреть сообщение

    А в Красноярске тоже есть метро. Но про него мало кто знает 🙂

    Значит вычеркиваем метро из преимуществ Нска, потому как в Крске – Вип-Метро только для своих ))

    В Нске есть море – соответственно куча тур.баз в радиусе 100км.

  • Сообщение от

    Alexdoce Посмотреть сообщение

    Нет, уважаемый chek, Ермак до вас не мог дойти ни как. Его на пол-пути под Тобольском порешили. А то что Колчак хотел сделать столицу Сибири в Омске – это правда, ибо не было в то время крупнее города за Уралом. За это его иркутяне порешили… Так что тема эта довольно опасна! :-0

    Вот за Ксрк – выдвигают его возраст и историю.

  • Ну если за основу возраст и историю – Томск – одназначно! Вот только нам это надо?)))0

  • а шо, готовимся к отделению от московии? тогда мне лично пох кто будет столицей. а хоть владивосток)))

  • Извечный спор до хрипоты

    В середине декабря депутат Красноярского Горсовета от ЛДПР Семен Сендерский в очередной раз заявил о необходимости сделать Красноярск столицей Сибири. По его мнению, Новосибирск не соответствует данному статусу. «Бюджет Красноярского края на 100 млрд рублей (почти в два раза!) больше бюджета Новосибирской области. У нас в крае реализуются такие проекты как Ванкор и Нижнее Приангарье. Край платит в федеральный бюджет свыше 500 млрд рублей налогов. Ничего близкого по масштабу, с точки зрения экономики, у наших соседей нет. В Красноярске пройдет всемирная Универсиада. Ежегодно проводится красноярский экономический форум, который формирует федеральную повестку. У нас построен новый современный аэропорт. Да и с исторической точки зрения перенос столицы Сибири в наш город будет справедливым. Все же у Красноярска не 90, а 400 лет истории», — цитирует пресс-служба красноярского отделения ЛДПР Семена Сендерского.

    Уточняя свою позицию изданию «Эксперт-Сибирь», депутат заметил, что конкуренция между Новосибирском и Красноярском назрела уже давно. Поднять эту тему он решил в преддверии международных студенческих игр, во время подготовки к которым в край инвестировали более 70 млрд рублей. «Давайте посмотрим на еще один проект — «Енисейская Сибирь». Он уже начал реализовываться. Его представили его президенту. Это будут колоссальные вливания. За 10 лет сумма инвестиций составит порядка 500 млрд рублей. Деньги будут вкладываться в добычу и переработку металлов, развитие транспорта, энергетики, сельского хозяйства. Все это отдельные проекты ведущих российских компаний, которые работают, в том числе, на территории Красноярского края, — «Норникеля», «РУСАЛа», СГК, «Полюса», СУЭКа, Российских железных дорог, «Юнипро». Сейчас идет нефтяная разведка. Иными словами, Красноярский край — это мощная ресурсная база», — продолжил депутат.

    Соглашается с ним и политический аналитик Екатерина Колесникова (Санкт-Петербург). «В процессе наблюдения за Сибирью у меня складывается ощущение, что Новосибирск стремительно теряет свой статус столицы, а на передний план в повестке уверенно выходят Омская область и Красноярский край. Мы видим сейчас, что часть игр Международного чемпионата по хоккею у Новосибирска забирает Омск. Пытается откусить часть бюджета от «пирога», выделенного на развитие науки, Томская область. С чем можно сравнить текущую ситуацию? К примеру, вы можете себе представить, что у красноярского губернатора Усса губернатор Хакасии Коновалов возьмет, и часть Универсиады как-то внезапно заберет? Я — нет. Да, Новосибирская область пока в топах рейтингов инвестпривлекательности (АСИ, Национальный рейтинг, политика и т.д.). Федералы обещали региону начать активно помогать развивать человеческий капитал, инфраструктуру. Изменилось ли что-то с этой поры? Пока, на мой взгляд, правительство региона просто пожинает плоды, семена которых бросили в землю прошлые губернаторы. Прорыва я не наблюдаю», — считает эксперт.

    Стоимость жизни

    Красноярск. Если ориентироваться на официальные данные, красноярцам живется очень даже хорошо. По расчетам федеральных статистиков, средняя зарплата в Красноярске в прошлом году составила почти 49 тысяч рублей. Это поставило город в двадцатку самых «платежеспособных». Новосибирск с зарплатой в 42 тысячи занял лишь 37 место.

    Однако в том же Новосибирске жить оказалось дешевле: по данным портала Traveltables, среднестатистический красноярец тратит на жизнь на 4 тысячи рублей больше новосибирца. Оказалось, что у соседей дешевле практически все — в первую очередь, общепит и рестораны.

    Фото №11 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    При этом, несмотря на то, что зарплаты горожан из года в год якобы растут, в недвижимости происходит обратный процесс — красноярские застройщики все чаще возводят дома класса «эконом». В большинстве новых жилых комплексов стоимость квадратного метра начинается от 40-50 тысяч рублей. Это видно на примере основных «стройплощадок» города: Ветлужанки, Мясокомбината и Северного. Как правило, застройщики таких комплексов максимально экономят на благоустройстве, что отражается на качестве жизни. Урбанист Варламов, к примеру, назвал «Белые росы» «городским адом».

    ЖК класса «комфорт» никуда не исчезли, но их строительством занимаются специализированные застройщики с устоявшейся репутацией, и в гораздо меньших объемах. Такие проекты обычно рассчитаны на небольшое количество жильцов.

    Новосибирск. Как уже отметили коллеги из красноярской редакции журнала N1, средняя зарплата в Новосибирской области в 2019 году, по данным Росстата, составила 42 тысячи рублей. На эти деньги жители города могут позволить себе 2,17 стандартного потребительского набора. Правда, в комментариях под новостями об этом читатели интернет-СМИ, в основном, выражали недоумение или откровенно смеялись.

    Территориальный орган Росстата — Новосибирскстат — в последнем своем релизе опубликовал несколько иные данные, по которым новосибирцы зарабатывают лишь чуть более 38 тысяч. Колебания, видимо, зависят от методики подсчета.

    Фото №12 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Стоимость жизни одного человека в Новосибирске (без учета стоимости жилья) вышеупомянутый портал Traveltables оценил примерно в 17 тысяч рублей, а цены на большинство продовольственных товаров и услуг у нас действительно чуть ниже, чем в Красноярске, и значительно ниже, чем в среднем по миру. К слову, Новосибирск занимает 208 место из 227 в рейтинге самых дорогих мегаполисов планеты. Красноярск в него, к сожалению (или к счастью), не попал.

    Зато одежда, обувь, аренда и покупка квартиры в третьем по населению городе страны стоят дороже, чем у восточных соседей. Так, средняя цена за квадратный метр жилой площади в четвертом квартале 2019 года, по данным Росстата, была в районе 58 тысяч рублей.

    Стоимость же элитных «квадратов» доходила почти до 102 тысяч. Причем домов бизнес-класса в городе строят достаточно много, к примеру, ЖК «Бульварный переулок», «Лев Толстой», «Облака» и другие. Но немало у нас и откровенного «эконома». Поэтому и в Новосибирске урбанисту Варламову не составило труда найти свой ад — ЖК «Просторный».

    Как по-вашему, где лучше живется?

    • journal.n1.ru
    • journal.n1.ru

    Экономический фактор

    Депутат Госдумы от Красноярского края Виктор Зубарев также вспоминает, что разговор о переносе столиц идет давно. Известные политические деятели не раз предлагали перенести в Красноярск не только столицу Сибири, но и даже столицу России.

    «Про перенос столицы в Красноярск говорил и президент En+ Group Олег Дерипаска, и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Перенести столицу России в Красноярск предлагали для укрепления восточных территорий нашей родины, чтобы столица находилась в географическом центре, чтобы из Москвы, из Новосибирска, с Дальнего Востока ездили в Красноярск», — рассказывает парламентарий, соглашаясь с тем мнением, что экономический потенциал Красноярского края все же сильнее, чем у Новосибирской области.

    По прогнозам краевого правительства, по итогам 2018 года рост валового регионального продукта Красноярского края ожидается на 5,5%, до показателя в 2,2 трлн рублей. Для сравнения: правительство Новосибирской области прогнозирует в 2018 году рост валового регионального продукта (ВРП) на 1,4% — до 1,18 трлн рублей, следует из анализа социально-экономического развития региона, который опубликован на сайте облправительства. Это, как указывается, ниже прогноза, ранее озвученного министерством экономического развития области, — рост предполагался на 1,5%. В структуре ВРП в настоящее время наибольшую долю занимают операции с недвижимостью, научные разработки, торговля и обрабатывающие производства.

    Что касается индекса промпроизводства — он в 2018 году стабильно рос в обоих регионах. Так, Новосибирская область показала второй по значимости рост индекса промышленного производства на территории Сибири (+5,6%), который оказался выше общероссийского (3%). Рост отмечен за счет добычи полезных ископаемых (132%), однако еще две отрасли также показали положительную динамику — водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (106,6%) и обрабатывающие производства (104,3%). В «минусе» осталось обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха с показателем 97% от уровня десяти месяцев прошлого года.

    По данным Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, отраслевые составляющие общего краевого индекса промышленного производства с января по октябрь текущего года выглядят следующим образом: добыча полезных ископаемых — 105,4%, обрабатывающие производства — 105,9%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха — 100,4% и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений — 106,4%. Таким образом, красноярская краевая промышленность обеспечила свой поступательный рост по всем направлениям.

    Транспорт

    Красноярск. Исторически сложилось, что самый популярный вид транспорта в городе — автобус. Маршруты троллейбусов и трамваев можно посчитать по пальцам одной руки, и ходят они каждый по своему берегу: троллейбусы по левому, трамваи по правому.

    В советские годы трамвайные рельсы и троллейбусные линии проходили по обоим берегам, но в 90-е пути демонтировали. Сейчас власти планируют вернуть трамваи на левый берег — пути хотят пустить через Коммунальный и Октябрьский мосты. Однако когда они появятся на левобережье, и появятся ли вообще — вопрос открытый.

    Фото №13 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Автобусная инфраструктура в Красноярске развита гораздо лучше. Сейчас в городе работает 68 маршрутов: доехать можно до самых отдаленных мест города вроде Джамбульской и Энергетиков. Правда, непопулярные автобусы приходится ждать очень долго, особенно зимой: даже в не самые сильные морозы счет вышедших из строя машин идет на десятки. Если ломаются автобусы, идущие с Металлургов, Солнечного или Пашенного, жители целых микрорайонов оказываются отрезаны от транспортной сети.

    Два громких скандала были связаны с оплатой проезда в автобусе. Первый — когда стоимость билета резко подняли с 22 до 26 рублей. Это вызвало бурное возмущение горожан и ряд одиночных пикетов. Второй раз красноярские перевозчики оскандалились, когда в автобусах ввели бесконтактную оплату проезда с помощью мобильного приложения. Оказалось, что многие кондукторы попросту не знали о работе приложения, и обвиняли пользователей в мошенничестве и попытках проехать «зайцем». В самих автобусах часто не хватало наклеек с QR-кодом для оплаты. Сейчас средняя оценка приложения в «Play Маркете» составляет всего 2.8 балла.

    Фото №14 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Спасти ситуацию могло бы метро, если бы оно у Красноярска было. Власти вынашивали наполеоновские планы на городскую подземку еще в 80-х годах. Однако к концу девяностых финансирование проекта пошло на убыль, а деньги, выделяемые в нулевых, уходили, главным образом, на поддержание уже построенного. В 2010 году управление по строительству метрополитена ликвидировали, а недостроенную линию метро закрыли.

    Однако в 2019 году проект решили разморозить: на обновление проектной документации выделили миллиард рублей, а начать расконсервацию пообещали уже в этом году. Правда, сроки запуска первой линии пока неизвестны: ориентировочно, это произойдет в 2024 году. Проектировщик обещает сделать современный метрополитен с ухоженными станциями, эскизы которых уже есть в сети. Если проект доведут до конца, метро свяжет между собой все районы левого берега.

    Кстати, проезд там будет стоить ненамного дороже автобусного билета — всего 30 рублей. Директор реорганизованного управления по строительству метрополитена Игорь Иванов отметил, что у города есть все ресурсы для строительства метро, и назвал сумму, которую потратят на первую линию — астрономические 77 миллиардов рублей. А пока функцию метро частично выполняет городская электричка.

    Новосибирск. Большим преимуществом Новосибирска перед всеми остальными сибирскими городами является наличие в городе действующего метрополитена, пока что единственного за Уралом. Если красноярцы все же дождутся ввода в эксплуатацию своих недостроенных станций, город на Енисее станет вторым сибирским мегаполисом с подземкой.

    Фото №15 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Преимущества этого вида транспорта трудно переоценить: благодаря метро новосибирцы имеют возможность быстро и безо всяких пробок попасть во многие удаленные друг от друга точки города. Но все же охват сети станций не так велик — пока их всего 13 на двух ветках. «Спортивная» станет четырнадцатой, однако общего расклада сильно не изменит, так как строится между двумя действующими станциями Красной ветки.

    Наземный транспорт в Новосибирске представлен маршрутными такси, автобусами, трамваями и троллейбусами. Два последних вида в нашем городе принадлежат муниципалитету, а вот рынок маршрутных и автобусных перевозок по большей части сконцентрирован в частных руках.

    Помимо плюсов в виде более своевременной модернизации автопарка (сегодня в городе почти не осталось маленьких ПАЗиков, которые вытеснили МАЗы, ЛИАЗы и азиатские модели техники), это влечет за собой и существенные минусы. Главный из которых — ранний уход автобусов и маршруток с линий. После девяти часов вечера уехать в удаленные районы города, не вызывая такси, практически невозможно.

    Выполнив дневной план, водители отправляются в гараж, даже если по графику у них еще должны быть рейсы. Скандал по этому поводу недавно случился в городе-спутнике Новосибирска Бердске, мэр которого не дождался вечерней маршрутки на окраине. Новосибирские власти об аналогичной проблеме тоже знают, но воз и ныне там.

    Немало недовольства у новосибирцев вызывают гонки частников в борьбе за пассажиров и долгие стоянки на ключевых остановках. С введением мониторинга ГЛОНАСС острота проблемы заметно снизилась, но рецидивы случаются.

    Фото №16 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Что касается муниципальных автобусов, то график они соблюдают, но их намного меньше, чем частных. Практически все ПАТП города обанкротились, а те, что остались, едва сводят концы с концами. Это заметно, в том числе, и по состоянию машин. Большая часть трамваев и троллейбусов в Новосибирске тоже не первой свежести, однако ходят они точно по расписанию и сильно выручают жителей окраин (там, где есть соответствующие маршруты, коих немного) по вечерам.

    Из позитивных моментов можно выделить повсеместное внедрение единых транспортных карт, которыми нельзя рассчитаться только в маршрутных такси. Карта дает держателю льготу на проезд в размере 1 ₽. В 2018 году мэрия на основе ЕТК попыталась ввести сетевые тарифы, позволяющие сэкономить 50% от стоимости билета при пересадке с одного вида муниципального транспорта на другой. Однако из-за ряда недоработок большой популярности идея не получила.

    Что же касается цен, то на данный момент проезд в трамваях и троллейбусах Новосибирска стоит 23 ₽, в автобусах — 24, в метро — 25 ₽. Расценки в маршрутных такси колеблются между 25 и 35 ₽.

    В каком городе лучше с транспортом?

    • journal.n1.ru
    • journal.n1.ru

    Ума палата

    Опрошенные эксперты отмечают, что Новосибирск пока держит свой столичный статус, в том числе благодаря развитию научной базы. Так, в этом году общественности был представлен проект «Академгородок 2.0». Глава региона Андрей Травников заявил, что на его реализацию потребуется около 500 млрд рублей, из них 150 — только на создание инфраструктуры. Пока известно, что регион получит 37 млрд рублей на реализацию проекта «Источник синхротронного излучения ЦКП «СКИФ» от Института ядерной физики. Центр расположится на территории наукограда Кольцово. Синхротронное излучение применяется во многих научных областях: от исследования структуры материалов до терапии раковых клеток и изучения новых фармацевтических препаратов.

    Новосибирск во многом выстрадал право на этот чемпионат. Омску же удалось вскочить на подножку уезжающего поезда, не приложив для этого никаких усилий

    Томская область также в числе претендентов на создание одного из крупных научно-образовательных центров (НОЦ) России. В частности, летом 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил изменения в «дорожную карту» проекта «ИНО Томск», который, в частности, предполагает расширение участия университетов, научных организаций и компаний Томской области в реализации Национальной технологической инициативы, сообщается на официальном сайте правительства РФ.

    За статус НОЦ регион борется с 2013 года, когда сразу два томских вуза — ТГУ и ТПУ — вошли в федеральный проект «5-100» и включились в борьбу за вхождение к 2020 году в топ-100 лучших университетов мира. Два года назад в Томске был создан Национальный исследовательский медицинский центр, объединивший ученых и врачей в сфере онкологии, кардиологии, фармакологии, генетики. В прошлом году СибГМУ получил статус опорного университета, став единственным в России опорным медицинским вузом. В Томской области активно развивается научно-техническое сотрудничество университетов и академических институтов с реальным сектором экономики. Томские промышленники при участии научно-образовательного комплекса создают высокотехнологичное оборудование в областной связи, машиностроения, радиоэлектроники, информационных технологий, новых материалов, медицины.

    По мнению старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, доцента экономического факультета НГУ Ольги Валиевой, единственное, в чем всегда проигрывал Новосибирск — это в умении лоббировать интересы на федеральном уровне.

    «Регион не представляет себя как центр мировой науки, не видит себя как хаб международного уровня, не обозначает потенциал развития всех ступеней образования, не позиционирует себя как кластер медицинского туризма и высокотехнологичный кластер, связывающий науку, образование и бизнес, — отмечает экономист. — Предпринимаются единичные и фрагментарные попытки отдельных людей или сообществ вывести наконец регион на достойный уровень, но попытки эти не поддерживаются властью на системном уровне. И вот отсутствие поддержки общественных инициатив со стороны власти и государства отбрасывает нас на много шагов назад. Этот пункт является решающим для региона».

    В то же время она не согласна, что Томск «наступает на пятки» Новосибирску как научный центр. По мнению эксперта, весомое преимущество Новосибирска в том, что исследования на его базе осуществляются по более широкому спектру научных направлений. «Площадки для коммуникаций и потенциал инновационного развития мы связываем с работающими на мировом уровне двумя технопарками — в Академгородке и Кольцово», — замечает Ольга Валиева.

    Достопримечательности

    Красноярск. Если спросить красноярца о главных достопримечательностях города, с 99% вероятностью он сразу же назовет заповедник «Столбы». Уникальная природная зона на границе города стала главным местом притяжения как горожан, так и туристов: проехав 20 минут на автобусе, любой желающий может попасть в натуральный таежный лес с медведями и скалами. К слову скалы, те самые Столбы, привлекают много альпинистов и скалолазов-любителей. Из-за последних в заповеднике регулярно работают спасатели — альпинизм без должной подготовки нередко заканчивается трагично. В остальное время спасатели, в основном, выводят из леса «потеряшек». Бывают и курьезные случаи: так, одному мужчине потребовалась помощь, потому что он испугался клещей.

    Фото №17 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    В ноябре «Столбам» присвоили статус национального парка. Из-за этого красноярцы опасались, что вход туда станет платным. Вмешаться пришлось губернатору Уссу — он направил записку министру экологии с просьбой оставить бесплатный вход.

    Еще одной из главных достопримечательностей красноярцы считают Красноярскую ГЭС. Технически дамба находится за городом, в окрестностях Дивногорска, что не мешает горожанам регулярно туда наведываться. До 1983 года плотина считалась крупнейшей ГЭС в мире, и по сей день остается второй по мощности в России после Саяно-Шушенской. Доехать туда от Красноярска можно меньше чем за час, что делает ее привлекательной для туристов. Кстати, именно Красноярская ГЭС изображена на обороте 10-рублевой купюры.

    Фото №18 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    На другой стороне бумажки тоже можно увидеть достопримечательности Красноярска: Коммунальный мост и часовню Параскевы Пятницы. Переправа через Енисей считается главной и самой крупной в городе — сейчас полукилометровый мост вмещает шесть автомобильных полос. После того, как в 2018 году на него провели художественную подсветку, набережная в районе моста стала излюбленным местом фотографов и инстаграмщиц.

    Часовню многие туристы и красноярцы посещают не ради самого храма: с площадки на Караульной горе открывается вид на весь город. Многие стремятся попасть на гору в полдень: каждый день в 12 часов с площадки по соседству с часовней в сторону города стреляет пушка — конечно, не ядром, а зарядом пороха. Такая вот красноярская традиция.

    Фото №19 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    В самом городе главным местом притяжения служит центральный проспект Мира и смежные улицы. Они состоят почти сплошь из исторических зданий и объектов культурного наследия. В центре также можно найти несколько менее известных памятников — например, приносящего удачу Поздеева, или «ленивого пса».

    Новосибирск. Объектов, достойных попадания на российские купюры, в Новосибирске не так много. Однако имеющиеся заслуживают большого внимания. Пожалуй, самой известной достопримечательностью города является наш театр оперы и балета. Основанный в 1945 году (открытие состоялось 12 мая), он является одним из ведущих театров России, а его здание признано крупнейшим театральным зданием Евразии. Под куполом нашего оперного может целиком поместиться московский Большой театр!

    К слову, купол этот очень интересен с архитектурной точки зрения. Он изготовлен по уникальной технологии: при диаметре 60 и высоте 35 метров конструкция не усилена контр-форсами, фермами или колоннами, а поддерживает сама себя. Средняя толщина купола — 8 сантиметров, и отношение его толщины к радиусу меньше, чем у куриного яйца.

    Фото №20 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Сами новосибирцы любят театр не только за внешний вид, но и за прекрасные постановки, многие из которых становились лауреатами российских и международных конкурсов, в том числе престижнейшей «Золотой маски».

    Еще одним символом города можно назвать Новосибирский зоопарк. Он располагается на территории в 53 гектара и входит в тройку самых посещаемых мест по стране с показателем более 1 800 000 человек в год. В настоящее время в зоопарке содержатся около 11 000 особей 770 разных видов животных. Правда, в отличие от Красноярска, среди них пока нет жирафов. Зато наш зоопарк владеет одной из самых больших коллекций кошачьих в мире. Среди новосибирских кошек есть даже редкая лигрица Зита — потомок тигрицы и льва.

    Но главными звездами зоопарка являются белые медведи Кай и Герда, которые живут здесь уже более десяти лет. Их игры друг с другом и взаимодействие с посетителями настолько забавны, что регулярно попадают на Youtube.

    Рядом с зоопарком расположена еще одна новосибирская достопримечательность — детская железная дорога. Узкоколейка длиной 5,3 километра соединяет зоопарк с Заельцовским парком. По дороге курсирует четыре миниатюрных трехвагонных поезда. Управление ими, а также все обслуживание машин и путей осуществляют дети — ученики старших классов. Они проходят пятилетний курс обучения в специализированном железнодорожном центре.

    На детской железной дороге все максимально «по-взрослому»: здесь есть станции, мосты, разъезды и переезды. Правда, юный возраст персонала накладывает на дорогу серьезные ограничения — работает она только летом.

    Несмотря на то, что Новосибирск намного моложе Красноярска и в целом уступает ему по архитектурной презентабельности, в нашем городе тоже есть красивые здания, к которым водят экскурсии. В основном, речь о постройках эпохи конструктивизма, самой знаменитой из которых можно считать стоквартирный дом. Впрочем, есть в городе и другие заслуживающие внимания объекты.

    Где, по-вашему, интереснее побывать?

    • journal.n1.ru
    • journal.n1.ru

    Хоккей на оба ваши дома

    В конце октября новосибирские власти дали старт подготовки региона к предстоящему Молодежному чемпионату мира (МЧМ) по хоккею в 2023 году. А 12 декабря появилась информация, что соседний Омск также выразил готовность провести это международное соревнование. 18 декабря президент Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк подтвердил журналистам эту информацию. В итоге Новосибирск, который несколько лет добивался проведения этого турнира на своей территории, внезапно уступил Омску. Новосибирск во многом выстрадал право на этот чемпионат, сочувствуют наблюдатели. Омску же удалось вскочить на подножку уезжающего поезда, не приложив для этого никаких усилий.

    Впрочем, эксперты отмечают, что в практике проведения молодежного чемпионата мира в двух городах нет ничего нового. Дважды за последние четыре года этот турнир совместно принимали Торонто и Монреаль. Был подобный опыт и в нашей стране, в 2001 году. Тогда площадками чемпионата были Москва и Подольск. Правда, расстояния между этими двумя городами несравнимо меньше.

    При этом мэр Новосибирска Анатолий Локоть лично ездил представлять заявку в Кельн, а на место строительства будущего стадиона приезжал президент Международной федерации хоккея Рене Фазель. МЧМ в столице Сибири изначально должен был пройти в 2022 году, но вмешалось столетие шведского хоккея, из-за чего его перенесли на год. Сам господин Фазель открыто заявил журналистам, что подобный шаг — разделение чемпионата — был сделан для того, чтобы решить в Омске проблему с дворцом спорта, который находится в аварийном состоянии. И провести игры в соседнем регионе решили для того, чтобы выделить средства на новую хоккейную арену. Впрочем, нынешняя арена новосибирской «Сибири» тоже устарела, а найти инвестора для строительства новой без весомого повода — большая проблема даже для города-миллионника.

    «Не стоит искать политический след в истории с разделением игр Молодежного чемпионата по хоккею между городами Омском и Новосибирском. Это не игры-лоббистов губернаторов Буркова и Травникова. Данную идею продавил топ-менеджер «Авангарда» (Газпром), особа, приближенная к Рене Фазелю — Александр Крылов», — предлагает свою версию спортивный обозреватель Дмитрий Ерыкалов. По мнению Ерыкалова, Крылов, вполне вероятно, воспользовался «очень лояльным отношением Фазеля к России», после чего теперь МХК может смягчить обязательные требования по организации мероприятий для городов-участников. Так, по словам спортобозревателя, конкретно Омску Фазель «может простить» отсутствие метро, пятизвездочных гостиниц и других объектов инфраструктуры.

    Экология

    Красноярск. Чистый воздух — главная боль Красноярска. Последние пять лет в лексикон красноярцев прочно вошел термин «черное небо», и это не художественный оборот — в некоторые дни город застилает смог и дымка с химическим запахом, которая превращает Красноярск в натуральный Сайлент-Хилл. Сибирский миллионник часто входит в топ самых грязных городов мира, и несколько раз даже возглавлял его — преимущественно, зимой. Последний раз это произошло в феврале, после чего за остатки красноярского кислорода вступились «селебрити»: политик Жириновский, певец Шнуров и даже активистка Грета Тунберг.

    Фото №21 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    В самом Красноярске с проблемой пытаются бороться общественники. Активисты уверены — власти могут бороться с проблемой, просто не хотят. Это похоже на правду — например, в дни наиболее сильного загрязнения официальный сайт министерства экологии края может показывать по всему городу «зеленые» цифры. Общественники считают, что так чиновники закрывают глаза на проблему, чтобы не отчитываться перед правительством.

    Лидер красноярских активистов Андрей Сковородников-Эрлих уверен — проблема еще и в инертных красноярцах, которые привыкли к удушающему смогу и не отстаивают свои права. Общественник уже не раз организовывал митинги, требуя от властей ужесточить контроль за красноярскими предприятиями.

    Фото №22 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Пока эта деятельность имела переменный успех, но теперь ситуация может измениться — недавно в город приезжала главный экологический инспектор РФ Светлана Родионова, которая пообещала пристально наблюдать за красноярскими заводами. А сейчас у Красноярска есть два типа погоды — смог и дымка с запахом гари, либо сильный ветер, который разгоняет выбросы, но не способствует приятной прогулке.

    Новосибирск. Главная экологическая проблема Новосибирска прячется не в небе, а под землей. Город стоит на мощном гранитном пласте, который испускает радиоактивный газ радон. Обнаружено около десяти мест, где он выходит на поверхность, загрязняя почву, атмосферу и воду. Поэтому Новосибирск достаточно сильно страдает от радиоактивного загрязнения и связанных с этим последствий.

    Не все ладно и с промышленными выбросами. Урон от них мы чувствуем не так сильно, как Красноярск, но все же время от времени Новосибирск накрывает густой смог. Это происходит относительно редко, поэтому большой тревоги у населения дымка не вызывает.

    Фото №23 - Красноярск или Новосибирск: кто достоин звания «столицы Сибири»

    Гораздо больше новосибирцев раздражает неприятный запах, который часто разносится ветром по значительной территории левого и правого берегов. Нередко невыносимая вонь доходит и до аэропорта Толмачево. В такие дни она сильно портит первое впечатление о городе у прибывших через воздушные ворота гостей. Однажды аэропорт даже был вынужден извиниться перед людьми.

    Вся соль ситуации в том, что надзорные органы не могут однозначно определить источник зловония. Под подозрением было несколько предприятий: «Кудряшовский мясокомбинат», «Горводоканал», полигон твердых коммунальных отходов возле поселка Криводановка, одна из криводановских свиноферм и сам аэропорт, который сбрасывает сточные воды в близлежащее урочище Толмачевские Согры. Однако пока найти того, кто спровоцировал эту проблему, муниципалитету не удалось.

    Как считаете, где окружающая среда чище?

    • journal.n1.ru
    • journal.n1.ru

    Ян Яскевич, Владимир Давыденко

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Загрузка ...