Суккот – это… Что такое Суккот?

Сохранить в PDFПечатная версияЧто такое Суккот? Суккот – большой еврейский осенний праздник, который продолжается 7 дней, можно сказать, это кульминация всех осенних праздников. На протяжении 7 дней Суккота Тора заповедует нам жить в специальных шалашах. Такие шалаши на иврите называются суккот (мн. число от сукка – шалаш), поэтому праздник так и назван —  Суккот, то […] Читать дальше

Разместите свой сайт в Timeweb

Timeweb – компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети – расскажите миру о себе!

Разместите свой сайт в Timeweb

Суккот в Священных Писаниях[править | править код]

Потом Иегова говорил Моисею и сказал: Говори детям Израиля и скажи: В пятнадцатый день этого, седьмого, месяца — праздник Кущей в течение семи дней Иегове. В первый день — святое собрание; никакой трудовой работы не делайте. Семь дней преподносите огненное приношение Иегове. В восьмой день пусть будет у вас святое собрание и преподносите огненное приношение Иегове. Это — торжественный сбор; никакой трудовой работы не делайте. Вот назначенные праздники Иеговы, которые вы должны провозглашать как святые собрания, чтобы преподносить огненное приношение Иегове, всесожжения и хлебные приношения, жертвы и возлияния, каждое в свой день, Помимо суббот Иеговы, и помимо ваших даров, и помимо всех ваших обетов, и помимо всех ваших добровольных приношений, которые вы даёте Иегове. А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы соберёте произведения земли, празднуйте праздник Иеговы семь дней; в первый день — полный покой, и в восьмой день — полный покой. И в первый день возьмите себе произведения величественных деревьев, ветви пальм и ветви деревьев с густой листвой и речных ив; и радуйтесь перед Иеговой, вашим Богом, семь дней. И празднуйте его как праздник Иегове семь дней в году. Пусть это будет вечное постановление во все ваши поколения; празднуйте его в седьмом месяце. Живите в шалашах семь дней — все уроженцы в Израиле пусть живут в шалашах, —Чтобы ваши потомки знали, что Я поселил детей Израиля в шалашах, когда Я вывел их из Египетской земли; Я Иегова, ваш Бог.

(Лев. 23:33–43 Восстановительный перевод)

См. также Втор. 16:13–16, Чис. 29:12–38, 2Пар. 8:13, Езд. 3:4, Неем. 8:14–17, Зах. 14:16–19.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

О празднике Суккот (‏סוכות) подробно написано в книге Левит 23:35–44 и Второзаконии 16:16. Здесь говорится, что на Суккот израильтяне должны были совершать паломничество к Храму в Иерусалиме, жить в сукках (шалашах, סוכה), не делать никакой работы в первый и последний дни праздника, приносить жертвы Богу, соблюдать традиции, связанные со сбором урожая и “арба’ат миним” (“четыре вида растений”, “ארבעת המינים”). Также в праздник шалашей народ Израиля собирался, чтобы послушать чтение Моисеевых Законов.

В эти дни завершилось строительство иерусалимского Храма. Царь Соломон освятил его в дни Суккот, что детально описано в Третьей книге Царств и Второй книге Паралипоменон: коэны (священники) и левиты перенесли все священные сосуды в скинию и алтарь (Ковчег Завета). Было совершено праздничное жертвоприношение. Освящение Храма стало всенародным праздником.

Правила и традиции[править | править код]

Седьмой день праздника Суккот называется Хоша‘на Рабба[1] («Великая Хошана»), который имеет свои особые законы. Каждый день мужчины читают благословения, держа в руках лулав и этрог.

Можно пренебречь некоторыми правилами (проживание и приём пищи в сукке) в случае дождя или по состоянию здоровья.

В сукке на столе должны находиться четыре растения: этрог, лулав, мирт, ива. Эти растения символизируют людей. Есть люди, соблюдающие все законы Торы. Они имеют «вкус». Есть люди, совершающие благие поступки. Они имеют «запах». У этрога есть и вкус, и запах. Он символизирует праведников. У мирта есть запах, но нет вкуса. У лулава есть вкус, но нет запаха. У ивы нет ни вкуса, ни запаха.

В праздник сукку посещают семь ушпизинов (гостей): Авраам, Ицхак, Яков, Давид, Моисей, Аарон и Йосеф.

Четыре вида растений

Тора заповедует каждому еврею в праздник Суккот взять в руки арбаат а-миним (четыре вида растений). Эти растения: этрог, лулав, адас, арава. Чтобы выполнить заповедь нетилат лулав, нужно взять вместе 1 этрог, 1 лулав, 2 ветки аравы (речная ива) и три ветки адаса (мирт). Все эти виды растений нужно соединить вместе. Если человек не соединяет их воедино или берет по одному, он не выполняет заповедь.

В соответствии с предписанием Торы, вне Храма заповедь нетилат лулав исполняется только в 1-й день, а в Храме на протяжении всех 7 дней. Однако наши мудрецы обязали нас выполнять эту заповедь на протяжении всех дней праздника Суккот, за исключением Шабата.

Подробно про заповедь о четырех видах растений читайте тут.

Радость

Конечно, заповедь радоваться связана со всеми нашими праздниками, однако в Суккот она особенно выделена. Это видно еще из того, что Тора, говоря про Суккот, упоминает о заповеди радоваться 3-жды:

  1. «И веселитесь пред Господом семь дней» (Ваикра, 23);
  2. «И веселись в твои праздники…» (Дварим, 16);
  3. «И будешь только веселым» (Дварим, 16).

И в молитве праздника мы называем Суккот «праздником нашей радости».

О том, почему в Суккот есть особенная заповедь радоваться, читайте тут.

Подробную статью о заповеди радоваться в праздники читайте тут.

Суккот в иудео-христианстве[править | править код]

В Новом Завете Иисус Христос, будучи воспитанным в иудейской традиции, празднует многие иудейские праздники, в том числе и Суккот.Первое упоминание о соблюдении праздника группами, проповедующими иудео-христианские варианты мировоззрения, датируется XVII веком (например, субботниками). Праздник отмечается в соответствии с его датой в иудейском календаре.

ИМЕНА ПРАЗДНИКА

Тора называет несколько имен праздника:

  • Хаг а-Суккот (חג הסוכות) –“Праздник кущей, или шалашей” (Левит 23:34)
  • Хаг а-Асиф (חג האסף) – “Праздник сбора урожая” (Исход 23:16)
  • Зман Симхатейну (זמן שמחתנו) – “Праздник радости и веселья” (Второзаконие 16:14).
  • Хаг (חג) – “Праздник” (Левит 39:41)
  • Первые два дня называются Суккот (סוכות)
  • Седьмой день называется хOшана Раба (הושענה רבה) – “Великая Осанна”
  • Восьмой день называется Шмини Ацерет (שמיני עצרת) – “Праздник восьми дней” или буквально “Восьмого – праздничное собрание”
  • Девятый день праздника называется Симхат-Тора (שמחת תורה) – “Радость Торы”

Зачем так много названий? Давайте разберемся подробнее.

ХАГ СУККОТ – ПРАЗДНИК ШАЛАШЕЙ

Это первое название праздника и основное (Левит 23:41–43). После возвращения нашего народа из плена, праздник был дополнен новыми элементами (об этом говорят книги Езры и Неемии) и стал именоваться Суккот – в память о днях, когда наши предки по пути из Египта жили в шалашах (на иврите – суккот, סוכות): “… чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Левит 23:14).

Название это говорит нам о том, что дети Израиля жили в шалашах, когда 40 лет проходили через пустыню. И верный Бог заботился о народе все эти годы.

Шалаш – куща – палатка – это символ Божьей опеки, покрова, Божьей заботы. Ведь не имея шалашей, евреи бы просто умерли от жара раскаленной пустыни.

Само повеление в книге Левит ставить шалаши в дни праздника – это повеление не забывать. Потому что мы иногда оскудеваем памятью и не помним того, что Господь сделал для нас. Забываем, что это Он – наше обеспечение, наш покров и забота. Проходят дни пустыни, трудностей, испытаний, и мы с легкостью забываем о Божьей заботе. Но именно в пустыне среди испытаний формировался характер евреев, поднимались герои и ропотники. И Бог взрастил новое поколение Израиля именно там. Мы не должны забывать Его покров и милость в той пустыне нашей жизни, которую Он прошел с нами. Об этом напоминает нам и Псалом 90:1.

hag-sukkot3

ХАГ ХА-АСИФ – СБОР УРОЖАЯ

Когда древний Израиль жил в своей земле, этот праздник был выражением благодарности Богу за урожай и зависимости от Божьей милости (ведь это Бог посылает дождь на землю, и она дает урожай). Каждый еврей того времени понимал, что всё нужное для жизни исходит от Бога. Это был общенациональный праздник под названием Хаг ха-Асиф (Левит 23:39).

В это время года земледелец уже собрал свой урожай и, радуясь, ожидал от Бога дождя для новых плодов. Лишь по отношению к этому празднику сказано в Торе: “Ты возвеселишься пред лицом Господа, Бога нашего”.

Собранный урожай указывал на верность Бога, благословляющего и не оставляющего своих детей (Иоанна 14:18). Он сказал: “Не оставлю вас и не покину вас”. Так и происходило с теми, кто ходил с Богом и верил Ему – они получали свою жатву и не оставались сиротами. Потому что сирота всегда находится в поиске куска хлеба, в нужде, в попрошайничестве. Но Господь обещал, что так не будет, и в Хаг ха-Асиф евреи ликовали, благодарили, приносили первые плоды Богу в Храме!

ХОШАНА РАБА – ВЕЛИКАЯ ОСАННА

Есть кое-что особенное в седьмом дне праздника – “хОшана Раба”. Название его происходит от слов “хоша на” – “Мы молим – спаси!” – которые многократно повторяются в молитвах этого дня. В древности полагалось обойти храмовый жертвенник семь раз, повторяя слова молитвы: “Молим Тебя, Господь – спаси нас!” Именно этими словами встречал народ Иисуса, когда Он торжественно въезжал в Иерусалим. Радуясь, люди срезали пальмовые ветви и потрясали ими.

И в наши дни молящиеся семь раз обходят биму (возвышение в синагоге, на котором читают Тору), держа Писание в руках, со словами той же молитвы. При этом, принято многократно потрясать лулавом, что символизирует молитву о дожде.

hag-sukkot4

ВОЗНЕСЕНИЕ ЛУЛАВА

В момент, когда народ ликовал и благодарил за урожай, совершался следующий особый ритуал под названием — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений. Каждое из них символизирует определенный тип людей:

  • этрог, обладающий и вкусом и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела
  • лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел
  • мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела, но они не читают Писания
  • ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.

И наш Бог всех соединил в один букет – один народ – чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.

Согласно другому толкованию, каждое из растений — это символ определенной части человеческого тела:

  • этрог — это сердце
  • тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник
  • мирт с его овальными листочками — глаза
  • ива — уста.

Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

ШМИНИ АЦЕРЕТ – ПРАЗДНИК ВОСЬМИ ДНЕЙ

Наступал восьмой день праздника. И что же? Пора расходиться? Но нет, Бог просит своих детей остаться еще немного, побыть друг с другом и с Ним в куще. Этот день праздника учит нас терпению и посвящению (мы – то уже настроились идти домой). Шмини-Ацерет – не просто день радости и празднования, но он должен быть с жертвой Богу.

hag-sukkot5

СИМХАТ-ТОРА – РАДОСТЬ ТОРЫ

В завершение праздника, Симхат-Тора, оканчивается и годичный цикл чтения Торы. Завершается, чтобы тут же начаться заново, символизируя вечность еврейского народа.

Исру хаг[править | править код]

Следующий день после праздника Суккот называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот — после каждого из этих праздников отмечается Исру хаг) с остальными днями в году.

Источники[править | править код]

  • Сидур «Врата Молитвы» (Шаарей Тфила) на будни, субботу и праздники; нусах ашкеназ; транслитерация, перевод, комментарий и пояснения к порядку молитв / Под ред. Пинхаса Полонского; «Маханаим». — Иерусалим, 2008.

Ссылки[править | править код]

  • Суккот на сайте «Жемчужины Галахи»
  • 20 фактов о том, как празднуют Суккот в Израиле
  • Интересные факты о празднике Суккот (недоступная ссылка)
  • Полное описание праздника Суккот
  • Заповеди и традиции праздника Суккот
  • JewFaq discussion on Sukkot
  • Sukkos and Simchas Torah — Torah.org
  • an overview of the laws of Sukkot from Torah.org, based on the Mishneh Torah
  • Sukkot in Jerusalem
  • Free succah construction plans and instructions
  • Welcoming ushpizot with ushpizin
  • Фрагмент телепередачи «Шалом» о празднике Суккот в Иерусалиме (канал «Культура», реж. А. Искин, ведущий и сценарист Р. Пятигорский)
  • Агнон Ш.-Й. Этрог
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...